В Главном управлении МЧС РФ по Республике Татарстан состоялось публичное обсуждение обзора результатов обобщения анализа правоприменительной практики

14 апреля 2017 г., пятница

«Наше мероприятие сегодня направлено на то, чтобы поближе друг с другом познакомиться и, конечно, снизить административную нагрузку на вас, - с такими словами заместитель начальника Главного управления МЧС РФ по Республике Татарстан по государственному пожарному надзору Сергей Сергеев обратился сегодня к участникам форума, который был посвящен публичным слушаниям практики правоприменения. Данное мероприятие состоялось впервые за первый квартал 2017 года на базе  Главного управления МЧС России по Республике Татарстан. В нем приняли участие  главный советник отдела по обеспечению деятельности уполномоченного при Президенте РТ по защите прав предпринимателей Венера Камалова, заместитель начальника Государственной  жилищной инспекции Республики Татарстан Ирек Шайдуллин, представители общественных организаций, управляющих компаний, малого и среднего бизнеса, а также в режиме ВКС начальники территориальных подразделений надзорной деятельности и профилактической работы и представители бизнес-сообществ муниципальных образований.

В рамках публичного обсуждения обзора результатов обобщения и анализа правоприменительной практики, разработанного в рамках реализации подпункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 28.12.2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» перед собравшимися выступил  начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления НД и ПР ГУ МЧС РФ по РТ Максим Трущин. В своем выступлении он отразил типовые и массовые нарушения обязательных требований, с разъяснениями о возможных мероприятиях по их устранению, причины возникновения типовых нарушений, а также руководство по соблюдению обязательных требований предъявляемых к многоквартирным жилым домам и населенным пунктам республики.

Как сообщил Максим Трущин, за 2016 год на территории республики в многоквартирных жилых домах республики зарегистрировано 590 пожаров, что составляет 17,7% от общего количества произошедших пожаров  (3328), на которых погиб 41 человек, что составляет 29% от общего количества погибших (141 человек), травмировано – 120 человек, что составляет 42,7% от общего количества травмированных (281 человек). На территории республики расположено 22514 многоквартирных жилых домов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 года №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» многоквартирные жилые дома отнесены к различным категориям рисков, а именно:

- к значительному риску (периодичность проведения плановой проверки один раз в четыре года);

- среднему риску (многоквартирные жилые дома высотой 28 метров и более, периодичность проведения плановой проверки не чаще чем один раз в семь лет);

- умеренному риску (многоквартирные жилые дома высотой до 28 метров, периодичность проведения плановой проверки не чаще один раз в десять лет).

При определении нормативных требований для обеспечения пожарной безопасности жилых домов следует руководствоваться нормативно-правовыми актами и нормативными документами в зависимости от года постройки и ввода объекта в эксплуатацию, а также даты проведения последнего капитального ремонта.

Далее Максим Трущин перечислил требования строительных норм и правил, а также норм пожарной безопасности, которые необходимо выполнять для объектов, построенных, реконструированных, отремонтированных до 1 мая 2009 года и для объектов, построенных, реконструированных, отремонтированных после 1 мая 2009 года (после даты вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»)

Докладчик отметил, что независимо от даты постройки и ввода в эксплуатацию и даты проведения капитального ремонта необходимо выполнять требования пожарной безопасности, изложенные в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме».

 

Также Максим Трущин перечислил шестнадцать типовых и массовых нарушений в области пожарной безопасности –это то, что руководители ТСЖ, УК не обучены по программам пожарно-технического минимума; перепланировка помещений и изменение функционального назначения помещений производится без учета требований действующего законодательства в области пожарной безопасности (например, установлены не предусмотренные проектом перегородки, препятствующие нормальному функционированию системы дымоудаления, ограничен доступ к кнопкам управления системой противодымной защиты); в лестничных клетках и поэтажных коридорах устроены кладовые и другие подсобные помещения; эксплуатируются электрические провода с видимыми нарушениями изоляции, допускается соединение жил электропроводов не в соединительных (разветвительных) коробках, допускается эксплуатация рубильников и других электроустановочных изделий с повреждениями; размеры люков, ведущих на кровлю или чердак, не соответствуют требуемым размерам, не выполнены в противопожарном исполнении; не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений; не проведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц (в т. ч. лестниц на перепаде высот кровли) и ограждений на крыше дома с составлением соответствующего акта испытаний (не реже одного раза в пять лет), ограждения на крыше здания содержатся в неисправном состоянии (деформированы, имеют разрывы, следы коррозии); мусоросборная камера не защищена по всей площади спринклерными оросителями; отсутствуют уплотнения в притворах клапанов мусоропроводов; неисправность систем автоматической противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, противодымной вентиляции) в домах высотой более 28 м; не организовано проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты здания (не реже 1 раза в квартал); не обеспечено исправное содержание дорог, проездов и подъездов к многоквартирному дому, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам (например, загроможден проезд для пожарной техники металлической трубой или забором); у пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские со светоотражающим покрытием, стойкие к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации) с четко нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до водоисточника; допускается стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов; система внутреннего противопожарного водопровода разукомплектована (не укомплектованы пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями); двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой (лестничных клеток, лифтовых холлов, коридоров и др.) не имеют приспособлений для самозакрывания и уплотнений в притворах, не оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре; не определен порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта.

Начальник отдела НД и ПР напомнил, что в Республике Татарстан 642 здания повышенной этажности оборудованы 933 автоматическими системами противопожарной защиты зданий (далее-АППЗ). Технически обслуживаются 865 систем АППЗ, что составляет 93 % от общего количества. И как следствие 49 систем АППЗ в зданиях повышенной этажности находятся в неисправном состоянии, из них 48 систем в г. Казани.

Всего в Республике Татарстан не выведены сигналы о режимах работы АППЗ в объединенные диспетчерские службы от 88 систем.  56 систем от этого числа приходится на г. Казань, 25 систем на г. Набережные Челны и 7 систем в г. Альметьевск. 

 

Также в своем выступлении Максим Трущин упомянул и о причинах возникновения типовых нарушений обязательных требований. А именно он сказал, что в большинстве случаев эти нарушения допускаются ввиду неосведомленности должностных лиц и граждан с элементарными требованиями пожарной безопасности, предъявляемыми к местам общего пользования в многоквартирных жилых домах. При этом, граждане не в полной мере осознают всей опасности, которая может возникнуть в результате их действий (или бездействий), приводящих к нарушению требований пожарной безопасности, которые в свою очередь могут привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью окружающим.

Далее Максим Трущин ознакомил присутствующих с выполнением законодательства в области пожарной безопасности в населенных пунктах Республики Татарстан. В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одним из основных вопросов, возлагаемых на органы местного самоуправления, является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и городского округа, создание муниципальной пожарной охраны.

Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69 ФЗ «О пожарной безопасности», статья 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определены полномочия советов местного самоуправления по реализации первичных мер пожарной безопасности.

На территории республики расположено 3118 населенных пунктов, из них 23 города, 18 поселков городского типа и 3077 сельских населенных пунктов, в том числе  77 населённых пунктов, подверженных угрозе природных пожаров.

В 2016 году по поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина в апреле-мае были проведены  внеплановые выездные проверки состояния пожарной безопасности 77 населённых пунктов (62 органов местного самоуправления), подверженных угрозе природных пожаров.

В ходе проверок было выявлено 130 нарушений требований пожарной безопасности в 34 населённых пунктах (23 органа местного самоуправления).

Также необходимо отметить, что в 2017 году проверки в отношении органов местного самоуправления также планом проверок не предусмотрены и будут проводиться плановые (рейдовые) осмотры территорий по вопросам обеспечения пожарной безопасности в соответствии с ч.5 ст.8.2, ст.8.3, ч.3.2 ст.10, ст.13.2 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Для справки:

в 21 населенном пункте  имеются нарушения, связанные  с отсутствием либо нарушением противопожарного расстояния на всей протяженности границы населённого пункта с лесным участком из них: по 4  в Верхнеуслонском и Рыбнослободском, по 2 в Алькеевском и Кукморском,  Нурлатском-7, Спасском-1 районах и г. Казань, 

в 18 населенных пунктах  имеются нарушения, связанные  с отсутствием либо нарушением устройства минерализованной полосы на всей протяженности границы населённого пункта с лесным участком, из них:  в Алькеевском-2, Верхнеуслонском-4, Кукморском-1, Нурлатском-7, Рыбнослободском-3, Спасском-1  районах и г. Казань,

в 10 населенных пунктах  имеются нарушения, связанные с отсутствием или неисправностью наружного противопожарного водоснабжения из них: в по 2 в Арском и Алькеевском, по 1 в Кукморском, Нурлатском и Спасском,  Рыбнослободском-3 районах,

в 5 населенных пунктах  имеются нарушения, связанные  с отсутствием или неисправностью подъездов (проездов) к источникам наружного противопожарного водоснабжения из них: по 2 в  Верхнеуслонском  и Нурлатском районах и г. Казань,

в 4 населенных пунктах  имеются нарушения, связанные  с отсутствием или неисправностью звуковой системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации из них: в Арском-2, Нурлатском-1 и г. Казань.

Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики в области обеспечения безопасности людей на водных объектах до слушателей довел заместитель начальника отдела ГИМС ГУ МЧС РФ по РТ Ильнур Юсупов.

Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики в области лицензионного контроля рассказал собравшимся старший инженер (по лицензированию) УОП и ПАСР ГУ МЧС РФ по РТ Ренат Мугтасимов.

После всех выступлений состоялся круглый стол, где представители бизнес-сообществ не только задавали свои вопросы сотрудникам МЧС, но и высказали конструктивные предложения по внесению некоторых изменений в нормативные акты.

Как сказали организаторы мероприятия, подобные публичные слушания будут проводится регулярно.

- Сегодня мы провели публичные слушания практики правоприменения за 1 квартал, чтобы выявить наиболее часто встречающиеся нарушения требований пожарной безопасности  в организации надзорной деятельности, понять причины их невыполнения – то ли это требует больших затрат, то ли это вообще излишне, то есть хозяйствующий субъект не хочет выполнять, считая это требование абсурдным, - рассказал о целях мероприятия заместитель начальника Главного управления МЧС РФ по Республике Татарстан по государственному пожарному надзору Сергей Сергеев. - Также провели круглый стол, где обменялись мнениями участники форума, также они задавали нам волнующие их вопросы. Мы записали все их вопросы, предложения для внесения изменений в нормативно-правовые акты. Предприниматели были сегодня активны, все вопросы были конструктивные, мы все учтем, проанализируем и подготовим соответствующую информацию.  

Осталась довольна таким открытым диалогом и Главный советник отдела по обеспечению деятельности уполномоченного при Президенте РТ по защите прав предпринимателей Венера Камалова. «Отрадно, что в республике проводятся подобные встречи предпринимателей с надзорными органами. Приятно, что представители бизнес-сообществ предложили создать свод правил. Мы также попробуем взять все поднятые сегодня вопросы в разработку. Я приветствую такой способ коммуникации предпринимателей и надзорных органов,—сказала Камалова.
 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International