Плановое заседание республиканской Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности на тему: «О готовности Территориальной подсистемы РСЧС к осуществлению мероприятий пропуска талых вод и принятию мер по предотвращению и смягчению последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с весенним паводком».
19.03.2019

Плановое заседание республиканской Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности на тему: «О готовности Территориальной подсистемы РСЧС к осуществлению мероприятий пропуска талых вод и принятию мер по предотвращению и смягчению последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с весенним паводком».

 

Республика Татарстан является регионом, в котором прохождение весеннего половодья может повлечь серьёзные экономические и социальные последствия. В последние годы уровни рек были гораздо ниже среднемноголетних максимальных значений, весенняя пора в части разлива рек и озер проходила незамеченной.

Но не всегда было так безобидно. Так, в 2012 и 2013 годах обильные дождевые осадки и интенсивное снеготаяние создали на территории республики сложную неблагоприятную гидрометеорологическую обстановку. В ряде муниципальных районов вводился режим «Чрезвычайная ситуация». 

В этом году весенний период может преподнести свои сюрпризы. Опасные уровни воды ожидаются на реках Аксубаевского, Алексеевского, Алькеевского, Кайбицкого, Зеленодольского, Новошешминского, Нурлатского и Чистопольского муниципальных районов.

Ближе к опасным уровням воды ожидаются на реках, которые протекают на территории Арского, Буинского, Высокогорского, Кукморского, Лаишевского, Мамадышского, Пестречинского, Тюлячинского, Сабинского муниципальных районов и в г. Казани.

Учитывая данные обстоятельства, паводок данного года ожидается по напряжённому сценарию. Указанным районам необходимо перейти в режим повышенной готовности уже с конца марта, так как вскрытие рек прогнозируется на 1 – 2 дня раньше нормы. А в случае начала подтоплений переходить в режим чрезвычайной ситуации.

Остальным муниципальным образованиям рекомендуем находиться в режиме ожидания и быть готовыми к приёму талых вод.

 

Тезисы выступления заместителя министра МЧС Республики Татарстан Николая Владимировича Суржко по вопросу: «О готовности Территориальной подсистемы РСЧС к осуществлению мероприятий пропуска талых вод и мерах по предотвращению и смягчению последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с ухудшением паводковой обстановки».

 

Правовой основой подготовки к паводку 2019 года стали:

распоряжение КЧС и ОПБ Республики Татарстан от 20.06.2018 № 16-18р «О мероприятиях по подготовке к паводку 2019 года» и постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.02.2019 № 92 «О мероприятиях по защите населения и территории Республики Татарстан в период весеннего половодья 2019 года».

Разработан Оперативный План «Паводок», как на республиканском уровне, так и в каждом муниципальном образовании Республики Татарстан.

При подготовке к паводку в республике выполнены следующие основные мероприятия:

- установка, ремонт, очистка 3862 ед. водопропускных труб ;

- берегоукрепительные работы на 9 участках протяженностью 2,39  км ;

- очистка русел рек на 158 участках протяженностью 94,414 км;

- дноуглубительные работы на 4 участках протяженностью 1,67 км;

- спрямление русел рек на 1 участке протяженностью 0,2 км;

- другие мероприятия на 17 участках протяженностью 15,028 км;

- ремонт 52 гидротехнических сооружений.

Общая сумма затрат составила свыше 447 млн. рублей.

Разработаны и утверждены планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. план мероприятий по смягчению рисков и реагированию на ЧС, планы эвакуации и первоочередного жизнеобеспечения населения.

Для выполнения противопаводковых мероприятий создана группировка сил и средств численностью свыше 15 тыс.человек.и более 2 тыс.единиц техники. Для воздушной разведки запланировано применение 18 ед. авиационной техники.

Спланированы к проведению 59 мероприятий оперативной подготовки, в том числе 12 командно-штабных учений, 1 штабная тренировка, 3 комплексных учения, 40 тренировок с КЧС и ОПБ муниципальных образований Республики Татарстан, 2 тренировки с другими организациями, 1 тактико-специальное учение с АСФ постоянной готовности. По состоянию на 14 марта 2019 г.  проведено 12  мероприятий оперативной подготовки.

Сейчас мы имеем заявки на проведение взрывных работ от 14 районов (на 18 марта 2019 года). Дата начала работ – 1 декада апреля.

В то же время ужесточение экологических требований, немалые финансовые затраты, а главное отсутствие в республике собственных формирований, аттестованных на данный вид деятельности, заставляет всё шире применять методы по чернению и распиловке льда. К положительным сторонам применения данных способов относится их низкая себестоимость, т.к. к проведению работ привлекается местное население, а также экологическая безопасность применяемых материалов (зола, песок, шлаки).  В этой связи я настоятельно рекомендую руководителям районов не ждать, когда к вам приедут взрывники, а самостоятельно организовать у себя в районах работы по чернению и распиловке льда.

Мониторинг за колебаниями уровней воды на водоемах осуществляется 28 гидропостами государственной сети ФГБУ «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан» и 98  временными постами на малых реках и прудах.

В настоящее время функционирует введенная в эксплуатацию в 2013 году Комплексная система экстренного оповещения Республики Татарстан (распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 ноября 2013 г. № 2392-р). Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.11.2013 № 2419-р утверждён перечень районов (зон) экстренного оповещения населения, подлежащих первоочередному оснащению элементами комплексной системы экстренного оповещения населения. Всего определены 197 зон, из которых 105 подвержены подтоплению.

Все зоны оснащены современными речевыми сиренными установками РСУ-300, которые позволяют не только доводить сигнал «Внимание всем», но и передать речевую информацию о том, что произошло и что делать в конкретном случае.

Вместе с тем, исходя из озвученного прогноза развития паводковой обстановки, обращаю ваше внимание на то, что максимальные уровни воды на большинстве водотоков ожидаются выше среднемноголетних максимальных значений на 0,2 - 0,5 м.

Опасные уровни воды ожидаются на реках Кубня и Малый Черемшан, которые протекают на территории Кайбицкого, Зеленодольского, Новошешминского, Чистопольского, Аксубаевского, Алексеевского, Алькеевского и  Нурлатского муниципальных районов.

Ближе к опасным уровням воды ожидаются на реках Карла, Мёша, Казанка, Берсут, которые протекают на территории Буинского, Лаишевского, Пестречинского, Тюлячинского, Сабинского, Кукморского, Арского, Высокогорского, Мамадышского муниципальных районов и г. Казани.

Учитывая данные обстоятельства, паводок данного года ожидается по напряжённому сценарию, и мы предлагаем данным районам переходить в режим повышенной готовности уже с конца марта, так как вскрытие рек прогнозируется на 1 – 2 дня раньше нормы, в первых числах апреля. А в случае начала подтоплений переходить в режим чрезвычайной ситуации.

Остальным муниципальным образованиям рекомендуем находиться в режиме ожидания и быть готовыми к приему талых вод.

Важно отметить, что это прогноз с учетом благоприятного развития весенних процессов.

Уважаемые коллеги, прошу обратить пристальное внимание на данную информацию.

Кроме того, в период с 25 февраля по 11 марта МЧС Республики Татарстан проведено заслушивание председателей КЧСиОПБ всех 45 муниципальных образований республики.

В ходе заслушивания руководителей муниципалитетов проводился анализ состояния в городе и районе наиболее важных вопросов оперативной подготовки, оповещения и связи, наличия резервов материальных и финансовых ресурсов, наличия территорий, попадающих в зоны оползневых процессов, состояния ГТС, мостов, дорог, объектов ЖКХ, водозаборов.

Результаты заслушивания позволили выявить наиболее проблемные вопросы, которые могут стать причинами возникновения аварий или чрезвычайных ситуаций в республике в ходе прохождения весеннего половодья.

Во-первых, это высокие запасы снега - как на территории Республики Татарстан, так и в близлежащих субъектах. Все это обуславливает необходимость в первую очередь сделать акцент на работу жилищно-коммунальных служб, уделив особое внимание вывозу снега с территорий, и  дорожных служб, акцентируя свою деятельность в предпаводковый период на очистку водопропускных труб и подмостовых пространств.

Особое внимание я бы хотел обратить на неудовлетворительное состояние участков автодорог и мостовых сооружений на следующих участках:

переезд через р. Нокса в жилом массиве Салмачи г. Казань, где в 2009 и 2016 годах было значительное подтопление. Уровень воды в этом месте находится под постоянным контролем, однако плотина с трубами так или иначе служит естественной преградой для стока воды. Единственным выходом для снятия проблемы является строительство моста через р. Нокса. В настоящий момент работы по проектированию моста через р. Нокса в пос. Салмачи завершены, но до настоящего время работы не начаты. Необходимо начать активно работать в этом направлении;

на территории Мензелинского района имеется проблемный вопрос, касающийся моста через р. Мензеля около н.п. Муртыш-Тамак и н.п. Иске-Мунча. Ежегодно в период весеннего половодья в районе разрушается дамба, уровень воды поднимается до 7,5 метров, мост затапливает водой, в  результате чего отрезанными от внешнего мира остаются две деревни. Обращение в Министерство транспорта Республики Татарстан ранее направлялось, но до сегодняшнего дня вопрос не решен.

Необходимо проведение капитального ремонта моста в Нурлатском районе (при разрушении моста через реку Б. Черемшан близ н.п.Урняк  могут быть отрезаны от основной дороги жители п. Урняк).

В с. Качелино Арского муниципального района с численностью населения 914 человек разделено рекой Казанка на две части, моста между двумя частями села нет. Ежегодно в период весеннего половодья насыпь над водопропускной трубой, уложенной в русло реки Казанка, размывается, отрезая часть населенного пункта с количеством жителей 194 человека от опорной сети дорог регионального значения и всех социально важных объектов. Проектно-сметная документация разработана в 2012 году, получено положительное заключение государственной экспертизы. Проектом предусматривается строительство автомобильной дороги V технической категории протяженностью 3,988 км с асфальтобетонным покрытием шириной проезжей части 6 м. В рамках проекта предусмотрено строительство мостового сооружения капитального типа длинной 77,83 м, габаритом Г-6,5.

Однако до настоящего времени данный проект не был реализован.

Прошу Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан рассмотреть возможность включения данного объекта в Программу дорожных работ Республики Татарстан.

Также прошу не снимать с контроля надзор за 2 низководными мостами вБуинском районе, которые практически ежегодно затапливаются. Особенно это касается моста у н.п. Черки-Кильдуразы - Черки-Бибкеево через  р.Свиягу, который не имеет объездного маршрута.

Я прошу руководителей районов, имеющих на своих территориях подобные населённые пункты, принять все возможные меры по обеспечению бесперебойной доставки пенсий, медицинскому обеспечению, противопожарной защите и другие меры социальной поддержки.

В настоящее время не справляются с пропуском талых вод водопропускные трубы на автодорогах 22 муниципальных районов. Мы на заслушиваниях поднимали эти вопросы. Просим ещё раз взять на контроль.

Следующим проблемным вопросом является безопасность гидротехнических сооружений, в первую очередь прудов, находящихся в муниципальной собственности.

На территории республики насчитывается 831 гидротехническое сооружение (далее – ГТС), из них 174 требуют ремонта, в том числе 28 ГТС находятся в аварийном или предаварийном состоянии – данные пруды представлены на слайде. Наибольшее количество ГТС (в том числе прудов и озёр), находящихся в неудовлетворительном состоянии располагаются на территории муниципальных образований, представленных на слайде. (Азнакаевском, Аксубаевском, Альметьевском, Апастовском,  Бугульминском, Буинском, Высокогорском, Кукморском, Мамадышском, Мензелинском, Нижнекамском, Нурлатском, Пестречинском, Рыбно-Слободском, Сармановском, Тукаевском, Чистопольском районах и г. Казань.)

Все озвученные мной проблемные вопросы были обсуждены с председателями КЧС районов в ходе заслушиваний. Я прошу взять пруды под личный контроль. На каждом проблемном пруду должны быть выставлены временные гидропосты и наблюдатели. Ни один проблемный пруд не должен быть оставлен без внимания. 

В целях организации обследования ГТС к половодью МЧС Республики Татарстан и Приволжским управлением Ростехнадзора запланировано обследование 200 гидросооружений.

Проверке будут подвергаться гидротехнические сооружения:

- находящиеся в неисправном и аварийном состоянии;

- в нижнем бьефе которых расположены населенные пункты и объекты экономики;

- ГТС, объём которых превышает 1,0 млн.кубов.

Также проводится большая работа совместно с ОАО «Трастовая компания «Татмелиорация»  по ремонту ГТС, а также выделяются финансовые средства из республиканского и федерального бюджета по линии Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан для ремонта ГТС.

Кроме того, в целях подготовки к паводкоопасному периоду 2019 года утверждено распоряжение КЧСиОПБ Республики Татарстан от 08.10.2018 № 27-18р «О спуске воды на ГТС Республики Татарстан». В рамках исполнения данного распоряжения в период с 8 по 27 октября 2018 года собственниками ГТС, расположенных на территории Республики Татарстан,  произведен спуск воды на ГТС.  Акты выполненных работ представлены в наш адрес.

Следующий вопрос – это необходимость очистки, дноуглубления и спрямления русел рек.

 В г. Казани ежегодно происходит подтопление жилых домов в пос.Салмачи, в том числе и по причине заросшего русла реки Нокса. Необходимо произвести работы по очистке русла.

В Бавлинском муниципальном районе ежегодно в паводковый период из-за разлива рек Кандызка, Тумбарлинка жилые дома в с.Уба, Татарский Кандыз, Исергапово, Старые Чути попадают под угрозу подтопления. Выходом из сложившейся ситуации видится проведение русловыпрямительных и дноуглубительных работ.

Вопрос о необходимости проведения данных работ поднимается с 2016 года, но до настоящего времени Бавлинским муниципальным районом данный вопрос не решается. Проектно-сметная документация не разработана.

В Верхнеуслонском муниципальном районе необходимо выпрямление русла реки Сулица в населенных пунктах Куралово, Макулово, Русское Бурнашево.

ВБуинском муниципальном районе необходимо выполнить работы по очистке и дноуглублению русла реки Каилка в с. Бикмуразово, а также укрепление берегов старого русла реки Карла возле села Малая Буинка.

Следующий проблемный вопрос, на который я хотел бы обратить внимание, - это активизация развития опасных экзогенных геологических процессов (далее – ЭГП) в виде подмыва и разрушения берегов, оползней, которую следует ожидать в период весеннего половодья, особенно при быстром сходе снежного покрова и высоком подъеме уровня рек, ручьев.

Учитывая данные обстоятельства, активизацию развития опасных ЭГП в виде подмыва и разрушения бортов оврагов, просадок земной поверхности следует ожидать и в 2019 году в период весеннего половодья при быстром сходе снежного покрова, подъеме уровня грунтовых вод и высоком подъеме уровня рек, ручьев.

В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций я прошу руководителей районов, представленных на слайде, имеющих на своих территориях подобные проблемы, организовать работу по вывозу снега с данных участков для максимальной разгрузки поверхностного стока от талых вод.

В соответствии  с изменениями в действующем законодательстве, в настоящее время организация возмещения ущерба, причинённого жилым домам, квартирам и иным видам жилых помещений, осуществляется на основании механизма добровольного страхования.

Учитывая данный факт, в настоящее время организована работа по добровольному страхованию домовладений, расположенных в зонах возможного затопления (подтопления) и в зонах экзогенных геологических процессов.

По состоянию на 14 марта 2019 года согласно представленным данным, исполнительными комитетами всех муниципальных районов проведена работа с гражданами по вопросу добровольного страхования домовладений.

Хочу обратить внимание руководителей районов на решение следующих задач:

1. Провести заслушивание руководителей жилищно-коммунальных, дорожных, энергетических, медицинских предприятий и организаций города (района) по выявленным проблемным вопросам, озвученным в докладе.

2. Проведение учений и тренировок по отработке вопросов, связанных с обеспечением безаварийного прохождения половодья. При этом замысел и отрабатываемые вводные должны носить не шаблонный характер, а учитывать специфику и «болевые точки» района, а также особенности паводка этого года.

3. В целях оптимизации работы по выплатам ущербов в паводкоопасный  период предлагаю председателям КЧС и ОПБ муниципальных образований продолжить работу с гражданами по вопросу добровольного страхования домовладений, расположенных в зонах возможного затопления (подтопления) и в зонах экзогенных геологических процессов.

4. Муниципальным образованиям, озвученным в докладе, рассмотреть возможность с учетом прогноза паводковой обстановки в 3-й декаде марта 2019 года перевести территориальные системы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режим функционирования «Повышенная готовность».

По кругу практических мероприятий:

5. Обеспечить функционирование временной наблюдательной сети (гидрологических постов) на водных объектах республики, потенциально опасных и аварийных ГТС.

6. Обеспечить проведение обследования гидротехнических сооружений, согласно совместному приказу МЧС РТ и Ростехнадзора (от 13.03.2018 №159/109/402/П).

7. Обеспечить вывоз снега с участков населённых пунктов, подверженных опасным экзогенным геологическим процессам.



назад

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International