ПЛАН ЗАСЕДАНИЯ
Дата и время начала заседания: 19 сентября 2013 года 14.00ч.
Место проведения: Кабинет Министров Республики Татарстан,
(площадь Свободы, д.1), 3-й этаж, зал совещаний (ВКС)
Повестка дня заседания:
О дополнительных мерах по обеспечению пожарной безопасности
объектов социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей
на территории Республики Татарстан
Открытие заседания, вступительное слово – Председатель Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан – исполняющий обязанности заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Юрий Зимелевич КАМАЛТЫНОВ
1. О состоянии пожарной безопасности социальных учреждений с круглосуточным пребыванием людей – заместитель начальника Главного управления МЧС России по Республике Татарстан Сергей Валентинович СЕРГЕЕВ
2. Об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности социальных учреждений с круглосуточным пребыванием людей – руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан Марина Александровна ПАТЯШИНА
3. О профилактике правонарушений на социальных объектах с круглосуточным пребыванием людей – министр внутренних дел по Республике Татарстан Артем Валерьевич ХОХОРИН
4. О мерах по поддержанию пожарной безопасности на объектах социальной защиты – министр труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Айрат Радинович ШАФИГУЛЛИН
5. О мерах по обеспечению пожарной безопасности на объектах образования с круглосуточным пребыванием людей – исполняющий обязанности заместителя Премьер-министра Республики Татарстан – министра образования и науки Республики Татарстан Энгель Навапович ФАТТАХОВ
Подведение итогов заседания – Председатель Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан – исполняющий обязанности заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Юрий Зимелевич КАМАЛТЫНОВ
Д О К Л А Д
Заместителя начальника ГУ МЧС России по Республике Татарстан – начальника управления надзорной деятельности Сергеева С.В. на заседании КЧС и ПБ Республики Татарстан «Об обеспечении пожарной безопасности объектов социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей»
Уважаемый Юрий Зимелевич!
Уважаемые участники совещания!
Прежде чем я доложу Вам информацию о состоянии пожарной безопасности объектов социальной сферы в первую очередь хочу довести до Вас обстановку с пожарами на территории Республики Татарстан. Так, по состоянию на 12 сентября 2013 года произошло 2354 пожара, что на 5% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (2476). На пожарах в республике погибло 137 человек, что также на 5% меньше аналогичного периода прошлого года (144), получили травмы 173 человека, что на 1% меньше аналогичного периода прошлого года (175).
При этом на объектах социальной сферы в текущем году произошел 1 пожар. Так 29 января 2013 года в 11 часов 55 минут произошел пожар в Средней общееобразовательной школе №22 г. Набережные Челны. Причиной пожара послужило - короткое замыкание электропроводки в помещении раздевалки, площадь пожара составила 40 м2. Погибших и пострадавших в результате пожара благодоря умелым действиям обслуживающего персонала, сотрудникам пожарной охраны не допущено.
В свою очередь на территории Российской Федерации за текущий период 2013 года на объектах системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей произошло 2 пожара с трогическими последствиями.
Так, 26 апреля 2013 года произошел пожар в корпусе №6 психиатрической больницы №14 поселка Раменское Дмитровского района Московской области с гибелью 38 человек. Массовой гибели людей способствовало большое расстояние между пожарной частью и учреждением, а также из-за недостаточного количества дежурного персонала в ночное время. Причиной пожара послужило – неосторожное обращение с огнем.
13 сентября 2013 года произошел пожар в психоневрологическом интернате деревни Лука-Оксочи Маловишерского района Новгородской области с гибелью 37 человек. Причиной пожара послужило – неосторожное обращение с огнем одного пациента. Гибель большого количества людей способствовало то, что пожар произошел в ночное время и в больнице находилась 1 медсестра, а также здание в котором распологались пациенты было низкой устойчивости к пожару, проще говоря деревянное здание.
На территории Республики татарстан в 2012 году также имел место случай возникновения пожара в Черемшанском дом - интернате для престарелых и инвалидов. Причиной пожара явился поджог. Виновником возникновения пожара является пациент дом-интерната гражданин Залалетдинов К.Х., который поджог в своей комнате матрац. Площадь пожара составила - 1 кв.м. Благодаря своевременной сработке автоматической пожарной сигнализации и действий обслуживающего персонала, удалось не допустить распространение пожара и гибели людей.
Совместно с Кабинетом Министров Республики Татарстан, заинтересованными министерствами и органами местного самоуправления разработан и осуществляется комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на повышение противопожарной защиты объектов социальной сферы Республики Татарстан с массовым пребыванием детей, престарелых граждан и инвалидов, в том числе в учреждениях с ночным пребыванием данной социальной группы населения.
Так, в целях укрепления противопожарной защищенности объектов и населенных пунктов республики Кабинетом Министров Республики Татарстан утверждена долгосрочная целевая программа «Пожарная безопасность Республики Татарстан на 2012-2014 годы».
Данной республиканской целевой программой на обеспечение пожарной безопасности объектов социальной защиты с круглосуточным пребыванием детей на 2013 год предусмотрено выделение более 255 млн. руб., при этом освоено 141 млн. руб., что составляет 55,3%.
Освоенные денежные средства позволили на 17 объектах смонтировать системы автоматической пожарной сигнализации, на 35 объектах системы оповещения людей о пожаре, на 288 объектах привести в соответствие с требованиями нормативных документов электропроводку и электрооборудование, на 47 - произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачных помещений. Кроме того, приобретено более 1200 первичных средств пожаротушения, 30 индивидуальных средств защиты органов дыхания и более 8 носилок.
Организована работа по оборудованию учреждений программно-аппаратными комплексами, обеспечивающими передачу сигнала о пожаре на пункты связи подразделений пожарной охраны. В настоящее время данными системами оборудовано 130 объектов (33 объекта социальной защиты, 34 здравоохранения и 63 образования).
Также ежегодно с заинтересованными министерствами проводится республиканский смотр-конкурс на лучшее противопожарное состояние учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты. Лучшим учреждением социальной защиты в 2012 году стал «Верхнеуслонский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Кроме того, сотрудниками Государственного пожарного надзора с руководителями и обслуживающим персоналом на всех объектах данной категории проведены противопожарные инструктажи по соблюдению действий обслуживающего персонала в случае возникновения пожара с общим охватом более 9 тысяч человек, а также по эвакуации людей из здания отработаны действия обслуживающего персонала в случае возникновения пожара.
Также проведено пожарно-тактическое учение по отработке действий личного состава и взаимодействующих служб при тушении пожаров и 38 пожарно-тактических занятий по отработке действий личного состава в случае возникновения пожара.
В целом на территории Республики Татарстан органами государственного пожарного надзора на учет взято 305 объектов социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей, из них 89 объектов социальной защиты населения, 153 объекта здравоохранения, 83 объекта образования.
С начала 2013 года проведено 134 мероприятия по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности.
В ходе проведенных мероприятий на данных объектах выявлено 1591 нарушение требований пожарной безопасности, устранено 884 (55,5%). На сегодняшний день нарушения требований пожарной безопасности имеются на 177 объектах (36 объектов социальной защиты, 93 здравоохранения и 48 образования).
Для справки: За имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности к административной ответственности привлечено 6 юридических, 68 должностных лиц и 3 гражданина.
О состоянии пожарной безопасности направлено 65 информаций, в том числе: 12 в органы власти, 6 в прокуратуру и 38 руководителям организаций.
Одним из факторов послуживших большому количеству гибели людей при пожаре в психоневрологическом интернате деревни Лука-Оксочи Маловишерского района Новгородской области явилось то, что где распологались пациенты здание имело низкую устойчивость к возникновению и распространения пожара.
Анализ показывает, что на территории Республики Татарстан имеется 1 объект социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей с низкой устойчивостью при пожаре (Государственное бюджетное учреждение социальный приют для детей и подростков Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ «Тёплый дом», г. Чистополь, ул. Энгельса, 68.).
В связи с чем, предлагаю и выношу Юрий Зимелевич на Ваше решений вопрос о проработке Министерством социальной защиты Республики Татарстан вопроса предоставления другого здания данному учреждению.
На пути следования пожарных подразделений имеются препятствия, которые могут повлиять на время прибытия первых подразделений пожарной охраны (шлагбаумы и устройства заграждения переезда) к 3 объектам социальной сферы (Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Казанский психоневрологический интернат»; Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Дербышкинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»; Государственное учреждение здравоохранения «Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер»).
Учитывая, что 3 объекта расположены в поселке Дербышки предлагаем создать пожарное подразделение возле данных учреждений. Финансирование на содержание личного состава и пожарной техники будет осуществлять Главное управление МЧС России по Республике Татарстан, необходимо только здание. В связи с чем выношу данный вопрос Юрий Зимелевич на Ваше рассмотрение.
Уважаемые коллеги анализ произошедших в Российской Федерации пожаров на объектах социальной сферы показывает, что пожары происходят в ночное время, когда человек находится в состоянии сна.
Статистика пожаров на территории Республики также свидетельствует о том, что 34% пожаров происходит именно в ночное время с 2200 до 600, при этом в ночное время в текущем году погибло 58 человек, что составляет 46% от общего количества погибших.
Более того, следует отметить, что в отдельных учреждениях на ночь пациентам выдают успокаивающие средства и снотворные, которые безусловно влияют на чуткость организма в ночное время суток.
И здесь возникает вопрос: «Смогут ли сотрудники данных учреждений в случае возникновения пожара или другой чрезвычайной ситуации своевременно и без трагических последствий произвести эвакуацию людей из здания в безопасное место»?!
Как показывают произошедшие пожары не могут, так как на ночь остается по 1 работнику и, как правило, это женщина. При этом в отдельных учреждениях имеются маломобильные пациенты, которые не могут покинуть помещения без посторонней помощи.
В связи с этим предлагаю Министерствам республики и руководителям муниципальных районов, на балансе которых имеются данные учреждения проработать вопрос увеличения количества обслуживающего персонала в ночное время. Как вариант возможно заключение договоров с частными охранными предприятиями, наделить данных работников только обязанностями, связанными с безопасностью, осуществление обхода в помещениях на предмет соблюдения противопожарного режима и проведение мероприятий по эвакуации пациентов в безопасную зону в случае чрезвычайной ситуации или пожара.
Мониторинг состояния пожарной безопасности объектов социальной сферы показывает, что 177 объектов эксплуатируются с нарушениями требований пожарной безопасности, из них 36 объектов социальной защиты, 93 здравоохранения и 48 образования.
Стоит отметить, что на 23 объектах отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а именно:
- в 20 объектах здравоохранения;
- в 3 объектах образования.
На 24 объектах отсутствует система оповещения людей о пожаре, а именно:
- в 21 объекте здравоохранения;
- в 3 объектах образования.
На 14 объектах автоматическая пожарная сигнализация находятся в неисправном состоянии:
- 4 объекты социальной защиты;
- 9 объектов здравоохранения;
- 1 объект образования.
На 4 объектах системы оповещения людей о пожаре находятся в неисправном состоянии:
- 4 объекта социальной защиты.
На 11 объектах электрооборудование эксплуатируется с нарушениями требований пожарной безопасности.
- 1 объект социальной защиты;
- 8 объектов здравоохранения;
- 2 объекта образования.
на 31 объекте на путях эвакуации применяется горючая отделка:
- 5 объектов социальной защиты;
- 16 объектов здравоохранения;
- 10 объектов образования.
на 6 объектах пути эвакуации не соответствуют нормативному количеству:
- 2 объекта социальной защиты;
- 1 объект здравоохранения;
- 3 объекта образования.
на 7 объектах пути эвакуации загромождены или закрыты на ключ:
- 1 объект социальной защиты;
- 5 объектов здравоохранения;
- 1 объект образования.
Что касается первичных средств пожаротушения.
Наряду с нарушениями капитального характера остается не решен вопрос с обеспечением объектов нормативным количеством огнетушителей. Так, 5 учреждений республики не обеспечены огнетушителями в полном объеме, а именно:
- 1 объект социальной защиты;
- 4 объекта здравоохранения.
Для справки: В общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже должны размещаться не менее двух ручных огнетушителей.
Предельная защищаемая площадь одним огнетушителем ОП-5 в общественных зданиях 800 кв. м.
На 8 объектах обслуживающий персонал не обеспечен нормативным количеством средств индивидуальной защиты органов дыхания (не менее 1 СИЗОД на каждого дежурного).
- 1 объект социальной защиты;
- 5 объектов здравоохранения;
- 2 объекта образования.
Уважаемые коллеги, не могу не остановиться на вопросе внедрения систем автоматической пожарной сигнализации с выводом радиосигналов на пункты пожарных частей.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации организованна работа по оснащению учреждений системами ПАК «Стрелец-Мониторинг». Данная работа по подключению объектов социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей завершена на 61 объекте социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей, что составляет 20% от общего количества объектов. Хотел бы напомнить, что данные системы создают наиболее эффективные условия для своевременного выявления пожара, исключают человеческий фактор в принятии решений о передаче сигналов о пожаре или неисправности, позволяют вести постоянный мониторинг состояния средств автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре, своевременно реагируют на неисправности систем и в конечном итоге уменьшают время прибытия пожарных подразделений к месту возникновения пожара.
Так же хочу отметить, что требования по оборудованию объектов с массовым пребыванием людей, в том числе объектов социальной сферы, системами пожарной автоматики с выводом радиосигналов на пункты пожарных частей включены в Федеральный Закон Российской Федерации №123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и подлежат обязательному исполнению.
на 6 объектах отсутствуют планы эвакуации людей в случае возникновения пожара:
- 1 объект здравоохранения;
- 5 объектов образования.
на 16 объектах обслуживающий персонал не прошел обучение по пожарно-техническому минимуму:
- 2 объекта социальной защиты;
- 10 объектов здравоохранения:
- 4 объекта образования:
Уважаемые коллеги, в связи с вышеизложенным считаю необходимо:
принять меры по устранению выявленных нарушений в полном объеме;
провести проверки работоспособности систем автоматической противопожарной защиты, а так же наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения;
провести с обслуживающим персоналом дополнительные инструктажи по мерам пожарной безопасности;
провести занятия по отработке действий обслуживающего персонала при возникновении пожара.
Благодарю за внимание