заседание КЧСПБ РТ по подготовке к паводку 2023 года
21.03.2023

Тезисы к заседанию КЧСПБ РТ по теме «О готовности к весеннему паводку».


Территория Республики Татарстан располагает разветвлённой сетью малых, средних и крупных рек, на которых неблагоприятное прохождение весеннего половодья может повлечь серьёзные экономические и социальные последствия.

В период весеннего половодья прошлого года на территории республики  затоплениям подверглись территории  и объекты транспортной инфраструктуры в 15 муниципальных образованиях республики, в том числе: 3 жилых дома, 179 приусадебных участков, 5 низководных мостов, 11 участков автомобильных дорог.

 Анализ прохождения весеннего половодья выявил наличие проблемных вопросов, связанных с неудовлетворительным состоянием гидротехнических сооружений, необходимостью проведения мероприятий по очистке, спрямлению русел рек, берегоукрепительных и дноуглубительных работ.

Распоряжением Комиссии № 17-22р «О мероприятиях по подготовке к паводку 2023 года» и постановлением Кабинета Министров  № 111 «О мероприятиях по защите населения и территории Республики Татарстан в период весеннего половодья 2023 года» комиссиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности  всех уровней, а также органам местного самоуправления и организациям было предложено обеспечить выполнение комплекса организационно-практических и контрольных  мероприятий, направленных на предупреждение и смягчение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с весенним паводком.

При неблагоприятном сценарии развития весеннего половодья в зону подтопления могут попасть территории 220 населенных пунктов в 39 муниципальных образованиях с количеством проживающих 13 636 человек, 10 социально значимых объектов, 47 участков автомобильных дорог, 22 автомобильных моста, 3 объекта экономики. 

Если вышеуказанные прогнозы будут сбываться, то мы предлагаем муниципальным районам переходить в режим повышенной готовности, а в случае начала подтоплений переходить в режим чрезвычайной ситуации немедленно.

В связи с этим на сегодняшнем заседании прошу выступающих дать оценку эффективности и достаточности проведенных мероприятий, а также определить задачи на ближайшее время до наступления половодья.

 

Приступаем к рассмотрению и обсуждению вопроса.

 

  1. С прогнозом развития паводка на территории Республики Татарстан - выступит начальник ФГБУ «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан» Сергей Дмитриевич ЗАХАРОВ.

 

 2. С докладом о готовности к осуществлению мероприятий пропуска талых вод и мерах по предотвращению и смягчению последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с ухудшением паводковой обстановки - выступит заместитель министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан Николай Владимирович СУРЖКО.

 

Уважаемый Рустам Камильевич! Уважаемые коллеги!

 

Правовой основой подготовки к паводку 2023 года стали:

распоряжение КЧС и ОПБ Республики Татарстан от 08.06.2022 года № 17-22р «О мероприятиях по подготовке к паводку 2023 года» и постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 6.02.2023 № 111 «О мероприятиях по защите населения и территории Республики Татарстан в период весеннего половодья 2023 года».

При подготовке к паводку 2023 года в республике в осенний период 2022 года выполнены следующие основные мероприятия:

  • ремонт 45  гидротехнических сооружений;
  • очистка русел рек и дноуглубление 132 участков, протяженностью свыше 111 км;
  • берегоукрепительные работы 5 участков (свыше 3 км);
  • спрямление русел рек 8 участков (свыше 15 км);
  • другие мероприятия на 77 участках (свыше 23 км);
  • установка, ремонт, очистка водопропускных труб свыше 9 тыс. единиц.

Общая сумма затрат составила порядка 1 млрд. 300 млн. рублей.

Разработан оперативный план «Паводок», как на республиканском уровне, так и в каждом муниципальном образовании Республики Татарстан.

Разработаны и утверждены планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. план мероприятий по смягчению рисков и реагированию на ЧС, планы эвакуации и первоочередного жизнеобеспечения населения. Спланировано около 160 ПВР на численность населения порядка 42 000 человек.

Для выполнения противопаводковых мероприятий создана группировка сил и средств численностью свыше 19 тысяч человек и более 4 тысяч единиц техники, 124 единицы плавсредств. Для воздушной разведки запланировано применение 4 единиц авиационной техники, 3 БЛА.

Объём созданных резервов материальных ресурсов Республики Татарстан составляет свыше 380 млн. рублей, объём созданных резервов финансовых ресурсов - около 7 млрд. рублей.

Спланировано к проведению 50 мероприятий оперативной подготовки (на сегодняшний день проведено 30  мероприятий). Весь комплекс оперативных мероприятий необходимо завершить на этой неделе.

Мониторинг за колебаниями уровней воды на водоемах осуществляют 35 стационарных гидропостов государственной сети «УГМС Республики Татарстан» и 108  временных постов на малых реках и прудах.

В 2022 году утверждены границы зон экстренного оповещения населения, в которые вошли 25 территорий населенных пунктов (в 20 районах), подверженных затоплению.

Особое внимание при подготовке к паводку в 2023 году уделялось организации взаимодействия с районными КЧС. Дважды за период подготовки к паводку 2023 года проводилось заслушивание председателей КЧС и ОПБ 45 муниципальных образований республики:

в период с 7 по 21 ноября 2022 года по вопросу организации спуска воды на ГТС и проведенной работе по подготовке к паводку 2023 года;

в период с 27 февраля по 10 марта 2023 года по вопросу готовности к безаварийному прохождению паводка 2023 года.

В ходе заслушивания проведен анализ состояния в муниципальных образованиях наиболее важных вопросов таких как: обеспечение безопасности мостов, участков автомобильных дорог, ГТС и объектов жилищно-коммунального хозяйства, организация мониторинга работы предприятий, очистных сооружений, мест водозабора, наличие зон экзогенных процессов, организация работы по добровольному страхованию.

Результаты заслушивания позволили выявить наиболее проблемные вопросы, которые могут стать причинами возникновения аварий или чрезвычайных ситуаций в республике в ходе прохождения весеннего половодья.

Особое внимание я бы хотел обратить на следующие вопросы:

Учитывая данные, озвученные в прогнозе УГМС Республики Татарстан, нынешняя ситуация характеризуется запасами снега и высотой снежного покрова выше средних многолетних значений.

Исходя из данных характеристик, основополагающим значением, влияющим на прохождение паводка на малых реках республики, будет являться снижение затороопасности на водных участках. Одним из действенных и самых дешёвых средств борьбы с ледовыми заторами является чернение и распиловка льда, что может значительно сократить риски вблизи  мостовых переходов, а также на затороопасных участках.

Всего на водных объектах республики есть 63 затороопасных участка. В целях предупреждения образования и ликвидации ледовых заторов согласно распоряжению КЧС Республики Татарстан проводятся мероприятия по чернению, распиловке льда, а также ряд других работ. По отношению к прошлогодним значениям отмечается отрицательная динамика по мероприятиям в районах, за исключением распиловки льда.

 В целом, работы по чернению льда проведены в 9 районах на 27 участках (в том числе на 11 затороопасных участках) общей протяжённостью около 2,5 км. Объём выполненных работ по чернению затороопасных участков от необходимого количества составляет всего лишь 43%, что является крайне недостаточным. 

Распиловка льда проведена в 4 районах, представленных на слайде (Агрызский, Высокогорский, Пестречинский, дополнительно – Мамадышский).

Проведение мероприятий по чернению и распиловке льда считаем необходимо провести в районах, представленных на слайде.

частично проведена:

Зеленодольский

Кайбицкий

Муслюмовский

Новошешминский

Тюлячинский
работа не проводилась:

Альметьевский

Аксубаевский

Актанышский

Алексеевский

Алькеевский

Апастовский

Бавлинский

Балтасинский

Дрожжановский

Елабужский

Казань

Камско-Устьинский

Кукморский

Лаишевский

Менделеевский

Мензелинский

Набережные Челны

Нижнекамский

Нурлатский

Рыбно-Слободский

Тетюшский

Черемшанский

Ютазинский

 

В 2023 году очищено около 4,5 тыс. водопропускных труб в 31 муниципальном образовании, проведена расчистка подмостового пространства в 15 муниципальных образованиях (свыше 11 км), расчистка русел рек в 13 муниципальных образованиях (83 уч., свыше 29 км). 

Мероприятия по подрыву льда будут выполняться исходя из оперативной обстановки, в период вскрытия рек. Для проведения взрывных работ организовано взаимодействие с Центральным военным округом по назначению команды взрывников от Казанского танкового училища.

Заявки на взрывные работы поступили от 14 районов на 19 водных объектов вблизи 34 населённых пунктов.

 

Безопасность гидротехнических сооружений

На территории республики по нашим данным насчитывается 832 гидротехнических сооружения (из них 627 ГТС, поднадзорных Ростехнадзору). В настоящее время требуется ремонт 169 ГТС, из них - 47 аварийных ГТС.

В осенний период и до настоящего времени на территории 8 районов, указанных на слайде, не спущено до безопасного зимнего уровня 12 ГТС, по которым должен быть установлен контроль.

На этих ГТС необходим ряд превентивных мероприятий - ввести круглосуточное дежурство в паводок, создать аварийный запас материалов, обеспечить поддержание гидравлического режима работы ГТС, провести очистку входной части водосброса, в случае угрозы прорыва плотины предусмотреть создание отводных каналов.

По данным Минземимущества РТ выявлено 41 ГТС с неоформленным правом собственности. Работа по закреплению собственников на данных ГТС продолжается. Закреплены лица, ответственные за их содержание. Вопрос взят на особый контроль.

К первоочередному проблемному вопросу в настоящее время можно отнести необходимость включения в целевые программы мероприятий по капитальному ремонту следующих ГТС, указанных на слайде:

- н.п. Куюки Пестречинского района (аварийное ГТС №1) по которому проходит общественный транспорт и школьный маршрут и  существует риск обрушения плотины. ПСД имеется. Последнее подтопление н.п. Куюки  зарегистрировано в 2022 году;

- с. Шаршада Агрызского района;

- н.п. Верхнее Яхшеево Актанышского района;

- н.п. Юлтимирово Лениногорского района, которое ежегодно в осенний период не может быть спущено до безопасного уровня и его объем составляет 100 %;

- с. Никольское Спасского района, плотина которого в период весеннего половодья 2021 года подверглась разрушению.

- д. Урняк, с. Селенгуши Нурлатского района, которые остаются не спущены до безопасного зимнего уровня. Особую опасность (по данным района) представляет ГТС в н.п. Ерепкино (по акту 60% объем) возле которого увеличивается площадь оврага под влиянием метеоусловий, что может создать угрозу подтопления н.п.  Ерепкино с численностью населения 149 человек.

- с. Слобода Екатерининская и с. Акбуре Новошешминского района;

- с. Калиновка (Пруд №2), с. Верхняя Уратьма (Пруд №1) Нижнекамского района.

Следующий проблемный вопрос связан с мостами и дорогами:

В настоящее время требуется ремонт 48 мостов в 18 районах, представленных на слайде.

В программу первоочередных мероприятий необходимо включение  работы по проведению капитального ремонта моста в Нурлатском районе через реку Б. Черемшан вблизи н.п. Урняк. Данный мост последние 5 лет  ежегодно подтапливается.

Необходимо включение объекта в программу первоочередных мероприятий, направленных на приведение в нормативное состояние автодорог и мостов. (В настоящее время рассматривается вопрос строительства нового моста через р. Большой Черемшан. В текущем году будет подготовлена ПСД).

Также необходимо строительство мостовых переходов в н.п. Кук-Чишма, н.п. Теплое Болото Мамадышского района, населённые пункты которых подвержены подтоплению.

Необходим ремонт дороги через р. Казанка в н.п. Качелино Арского района, участок которой  ежегодно подтапливается. Проектом предусмотрено строительство автомобильной дороги и моста. Однако до настоящего времени данный проект не реализован.

Эти вопросы озвучиваются ежегодно, но не решены до настоящего времени. Прошу муниципалитеты взять на особый контроль их реализацию.

По данным докладов муниципальных образований может прерываться прямое транспортное сообщение с населенным пунктом в 1 районе:

- по автодороге с твердым покрытием н.п. Черки-Бибкеево Буинского района в связи с подтоплением низководного моста через р. Свияга близ с. Черки-Кильдуразы.

Спланированы объездные пути для н.п. Черки-Бибкеево через н.п. Б.Фролово – Черки Дюртили. Расстояние от г. Буинск 21 км (из них 5 км по грунтовой дороге и 16 км по дороге с твёрдым покрытием). На период затопления моста организовано дежурство ДПO.

Прошу не снимать с контроля надзор за 5 низководными мостами, которые практически ежегодно затапливаются в 4 районах, представленных на слайде.

В настоящее время остаются подтоплены 4  моста, указанных на слайде: 

2 в Буинском районе на р. Свияга вблизи с. Кият и с. Черки  -  Кильдуразы. Проезд автотранспорта  осуществляется  по  объездной  автодороге  через  с. Тоншерма и  с.  Большое Фролово (объезд - через с. Русское Богдашкино).

1 в Нурлатском районе р. Большой Черемшан вблизи  д.  Урняк (объезд - через с. Русское Богдашкино);

1 в Новошешминском районе на р. Шешма у. н.п. Архангельская Слобода.

Мероприятия, ограничивающие проезд, выполнены, вопросы жизнеобеспечения населения (противопожарное, продовольственное и медицинское обеспечение) предусмотрены.

Кроме того, были подтоплены и 18 марта освободились от воды  16  приусадебных  участков  в  н.п. Турминское Кайбицкого района.

Также в текущем году выявлены:

- в 14 муниципальных образованиях участки автодорог федерального значения и искусственных сооружений на них наиболее подверженные опасности подтопления при прохождении весеннего половодья;

-  в 26  муниципальных  образованиях автомобильные дороги общего пользования регионального значения, находящиеся под угрозой подтопления.

Прошу руководителей районов, имеющих на своих территориях населенные пункты сообщение с которыми прерывается, принять все возможные меры по обеспечению бесперебойной доставки пенсий, медицинскому обеспечению, противопожарной защите и другие меры социальной поддержки.

 

Следующий вопрос – это необходимость очистки и спрямления русел рек, дноуглубления и берегоукрепления.

Выявлена необходимость проведения очистки русел рек в 16 районах, руслоспрямления в 17 районах, берегоукрепления в 22 районах, дноуглубления в 10 районах республики.  

К первоочередным проблемным вопросам, требующим решения на республиканском уровне можно отнести необходимость проведения водохозяйственных мероприятий указанных работ, представленных  на слайде:

- руслорегулирования на р. Бирля в с. Бурундуки Кайбицкого района (ПСД имеется);

- дноуглубления и расчистки русел р. Берсут в н.п. Кук-Чишма, Теплое Болото, Верхний Берсут, р. Шия н.п. Вахитово Мамадышского района;

- берегоукрепления р. Меша в с. Пестрецы  (ежегодно обрушаются берега на 1 м., ПСД имеется), очистки р. Нокса в н.п. Званка и Старое Кощаково (более 120 домов ежегодно подвергаются подтоплению, ПСД имеется), очистки озера в п. Ильиский Пестречинского района (единственного источника водоснабжения и противопожарного водоема для 2103 домов в п. Ильинский, п. Первое Мая, д.Камыш и 4 СНТ, ПСД имеется)

 

Следующий проблемный вопрос, на который я хотел бы обратить внимание, - это активизация развития опасных экзогенных геологических процессов (далее – ЭГП) в виде подмыва и разрушения берегов, оползней, которую следует ожидать в период весеннего половодья, особенно при быстром сходе снежного покрова и высоком подъёме уровня рек, ручьев.

В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций прошу руководителей районов, представленных на слайде, имеющих на своих территориях подобные проблемы, организовать работу по вывозу снега с данных участков для максимальной разгрузки поверхностного стока от талых вод.

Также одним из наиболее эффективных способов защиты является добровольное страхование домовладений.

Уважаемый Рустам Камильевич! Коллеги!

Завершая свое выступление, я хочу обратить внимание руководителей муниципальных образований на решение следующих задач:

Организационные вопросы:

  1. Провести заслушивание руководителей жилищно-коммунальных, дорожных, энергетических, медицинских предприятий и организаций города (района) по выявленным проблемным вопросам, озвученным в докладе.
  2. Завершить проведение учений и тренировок по отработке вопросов, связанных с обеспечением безаварийного прохождения половодья до начала весеннего половодья, учитывая специфику и «болевые точки» района, а также особенности паводка текущего года.
  3. Министерству экологии и природных ресурсов РТ оказать содействие районам по включению, в рамках целевых программ, необходимых противопаводковых работ в перечень  водоохранных мероприятий и перечень по ремонту ГТС на 2023-2024 гг. (независимо от расчета возможного ущерба).
  4. Минземимуществу РТ оказать содействие районам  в части закрепления собственников на всех бесхозяйных ГТС.
  5. Приволжскому управлению Ростехнадзора совместно с МЧС Республики Татарстан и собственниками ГТС в весенний период принять участие в комиссионном обследовании  ГТС, расположенных на территории республики.
  6. Министерству транспорта и дорожного хозяйства:

оказать содействие районам по вопросу организации работ в части финансирования ремонта мостов и автодорог, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

7. Председателям КЧС и ОПБ муниципальных образований продолжить работу с гражданами по вопросу добровольного страхования домовладений, расположенных в зонах возможного затопления (подтопления) и в зонах экзогенных геологических процессов, организовать мероприятия по устройству водоотводных каналов совместно с ОАО ТК «Татмелиорация» на переполненных прудах, которые не были спущены в осенний период.

8. Муниципальным образованиям, рассмотреть возможность с учетом прогноза паводковой обстановки в 3 декаде марта 2023 года перевести территориальные системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режим функционирования «Повышенная готовность».

По кругу практических мероприятий:

9. До начала прохождения весеннего половодья провести мероприятия по чернению и распиловке льда в зонах затороопасных участков водных объектов республики, расчистку опор подмостового пространства, расчистку русел рек, очистку оголовков аварийных водосбросов ото льда, снега и мусора всех ГТС независимо от их технического состояния и форм собственности.

10. Обеспечить функционирование временной наблюдательной сети (гидрологических постов) на водных объектах республики, а также  потенциально опасных, аварийных и предаварийных ГТС.

11. Обеспечить контроль за состоянием аварийных и предаварийных ГТС и ГТС с незарегистрированными формами собственности, закрепить  за ними ответственных должностных лиц.

12. Обеспечить вывоз снега с участков населенных пунктов, подверженных опасным экзогенным геологическим процессам и с территорий, подверженных подтоплению.

 

3. С информацией о защите дорог и мостовых переходов от воздействия паводка 2023 года выступит министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Фарит Мударисович ХАНИФОВ.

 

4.  Слово для информации о деятельности Межведомственной рабочей группы по регулированию режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада в марте 2023 года - представляется  заместителю министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Ильнуру Ирековичу  ГУБАЙДУЛЛИНУ.

 

Приступаем к заслушиванию муниципальных районов, в которых имеются проблемные вопросы:

 

  1. Агрызский муниципальный район

(председатель КЧС и ОПБ – Ленар Фаридович НУРГАЯНОВ, руководитель Исполнительного Комитета).

2. Нурлатский муниципальный район

(председатель КЧС и ОПБ -  Заррина Ринатовна САЙФУТДИНОВА, руководитель Исполнительного Комитета).

3. Пестречинский муниципальный район

(председатель КЧС и ОПБ – Альберт Дамирович САБИТОВ, заместитель руководителя Исполнительного Комитета).

4. Черемшанский муниципальный район

(председатель КЧС и ОПБ -  Ильфат Нагимуллович ШАЙДУЛЛИН, руководитель Исполнительного Комитета).

 

В завершение нашего заседания прошу всех должностных лиц органов местного самоуправления, оперативным службам министерств и ведомств, задействованным в противопаводковых мероприятиях, осуществлять ежесуточный мониторинг за колебаниями уровней воды на водоемах. Обеспечить постоянное прохождение информации от стационарных и временных гидропостов.

Оперативным службам министерств и ведомств, задействованным в противопаводковых мероприятиях, необходимо осуществлять ежесуточный мониторинг за колебаниями уровней воды на водоёмах. Обеспечить постоянное прохождение информации от стационарных и временных гидропостов.

Требую руководителям муниципальных образований в период подготовки к паводку уточнить запасы финансовых и материальных ресурсов, на затороопасных участках рек провести работы по ослаблению ледовых полей путем распиловки или зачернения льда, а также проверить работоспособность речевых сиренных установок в зонах экстренного оповещения населения подверженных подтоплению.

Созданной группировке сил и средств быть готовой к переходу в высшие степени готовности в соответствии с существующими нормативами.



Смотреть полный текст

назад

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International