Заседание КЧС и ПБ РТ по двум темам: «О подготовке территориальной подсистемы РСЧС Республики Татарстан к весенне-летнему пожароопасному периоду 2020 года» и "О готовности территориальной подсистемы РСЧС к паводковому периоду 2020 года"
11.03.2020

Пресс-релиз на тему: «О подготовке территориальной подсистемы РСЧС Республики Татарстан к весенне-летнему пожароопасному периоду 2020 года»

                                  

С наступлением весенне-летнего пожароопасного  периода возрастает число пожаров, при этом наибольшую угрозу представляют природные пожары. Резонансные пожары с негативными последствиями в 2019 году произошли в Иркутской области, Бурятии, Забайкалье и Якутии, где огнем уничтожены целые населенные пункты. Общая площадь природных пожаров в 2019 году составила более 13 миллионов  гектаров, что сопоставимо с площадью Греции. Общий ущерб от природных пожаров составил свыше 14,5 миллиардов  рублей.

В весенне-летний пожароопасный период на территории республики в мае 2019 года было зарегистрировано 1775 пожаров с материальным ущербом более 20 млн. рублей. В огне погибло 26 человек, травмировано 59 человек, уничтожено 281 строений, 35 единиц техники, погибло 10 голов крупного рогатого скота. При этом 1198 пожаров или 78% от общего количества произошли в результате бесконтрольного сжигания сухой травы и мусора.

В отдельные дни подразделениями пожарной охраны осуществлялось около 100 выездов в сутки на пожары сухой травы и мусора.

Наиболее крупные пожары зафиксированы в Елабужском районе (на территории Национального парка «Нижняя Кама» - заливные луга), где площадь пожара составила 7 га, в с. Старая Письмянка Лениногорского района (сухая трава), в с.Утяшкино Новошешминского района (сухая трава), в д. Берновые Ковали Зеленодольского района (сухая трава), где огнем было охвачено свыше 5 га. Также неоднократно пожарные подразделения Казанского гарнизона выезжали на тушение крупных пожаров (3 га и более) в мкр. Борисоглебское.

При этом зафиксированы 10 случаев перехода огня от сухой травы на строения в Актанышском, Альметьевском, Высокогорском, Елабужском, Лаишевском, Новошешминском, Чистопольском муниципальных районах и в г. Казань.

Вопросы подготовки к весенне-летнему пожароопасному периоду 16 января рассмотрены на  оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации.  

Необходимый комплекс противопожарных мер был  рассмотрен на  совещания 6 февраля у  заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Абрамченко. Были даны соответствующие поручения для федеральных органов исполнительной власти и руководителям субъектов Российской Федерации.

В рамках исполнения данных поручений спланирован комплекс организационных и практических мероприятий по подготовке Республики Татарстан к пожароопасному периоду  2020 года.

Создана межведомственная рабочая группа  по оценке готовности Республики Татарстан и муниципальных районов республики к действиям в пожароопасном сезоне 2020 года. Указанной группой в период с 10 марта по 12 марта проводится проверка органов управления территориальной подсистемы РСЧС и муниципальных районов республики по готовности  к пожароопасному сезону 2020 года.

Для справки:

 Распоряжение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций  и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан (далее КЧС и ОПБ РТ) от 27 февраля  №09-20р

Проведено уточнение населенных пунктов садоводческих товариществ, детских оздоровительных лагерей, оздоровительных организаций и объектов экономики, подверженных угрозе лесных пожаров

Для справки:

В текущем году на учет планируется  взять 96 населённых пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, 48 садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединений  граждан, 80 детских оздоровительных лагерей и 12 объектов экономики, 17 оздоровительных организаций граничащих с лесными участками.

 

       Разработан и согласован с заинтересованными министерствами и ведомствами План предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами на территории Республики Татарстан в 2020 году.

 В целом для ликвидации лесных пожаров в 2020 году спланированы силы и средства функциональной и территориальной подсистем РСЧС Республики Татарстан в количестве 16744 человека, техники 3766 единиц, в том числе, 3 воздушных судна,  5 пожарных поездов и 1 пожарный катер.

Также,  для защиты населенных пунктов от лесных пожаров предусмотрено привлечение сил и средств 6-ти опорных пунктов по тушению крупных пожаров федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан.

Опорные пункты тушения крупных пожаров для целей тушения лесных пожаров дополнительно оснащены: 

-70 переносными мотопомпами «Дева»;

  - 27,6 км напорных рукавов и другого пожарно-технического вооружения.

В целях контроля за состоянием территорий, находящихся в районах повышенного риска возникновения природных пожаров, и своевременного реагирования на возникающие термоточки в Главном управлении МЧС России по Республике Татарстан функционирует система космического мониторинга лесопожарной обстановки, которая позволяет в начальной стадии обнаружить природные пожары.

Организовано взаимодействие с МВД по РТ по раскрытию и расследованию возможных пожаров и поджогов в лесах.

В каждом муниципальном районе определены  пункты временного размещения, проведена корректировка планов эвакуации и распределения населения, материальных и культурных ценностей категорированных городов и планов приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения муниципальных районов Республики Татарстан. 

Созданы резервы материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. По состоянию на 1 марта накоплено материальных ресурсов на сумму более 150 млн. руб. финансовых более  5,79 млрд. руб.

            С целью снижения вероятности возникновения природных пожаров и минимизации их негативных последствий разработано и проходит согласование постановление Кабинета Министров Республики Татарстан об установлении особого противопожарного режима.

Данным правовым актом, предусмотрен комплекс превентивных мероприятий, направленных на укрепление противопожарной защиты населенных пунктов республики, вводится полный запрет на сжигание сухой травы и мусора, на всей территории республики, а также приготовление пищи на открытом огне (кострах, мангалах), применение пиротехнических изделий 1-3 класса опасности на территориях населенных пунктов, садоводческих и огороднических товариществ, детских оздоровительных лагерей, объектов экономики,  оздоровительных организаций, в лесопарковых зонах, на торфяных участках и открытых территориях, граничащих с лесными массивами.

Хотелось бы отметить, что в период действия особого противопожарного режима вдвое увеличивается административная ответственность за нарушения требований пожарной безопасности.

Для справки размеры штрафов:

На граждан в размере от 2 тысяч до 4  тысяч рублей;

на должностных лиц - от 15 тысяч до 30 тысяч рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 тысяч до 40 тысяч рублей;

на юридических лиц - от 200 тысяч до 400 тысяч рублей.

 

С целью исполнения поручения правительства Российской Федерации предлагается провести следующую работу:

 

1. На внеочередных заседаниях КЧС и ОПБ муниципального района рассмотреть вопрос состояния готовности территориальных подсистем РС ЧС и населенных пунктов к природным пожарам.

 

2. Провести работу по разработке паспортов населенных пунктов подверженных угрозе природных пожаров.

 

3. В кратчайшие сроки после схода снежного покрова организовать работу по созданию минерализованных полос или обновлению имеющихся  вокруг населённых пунктов, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, детских оздоровительных лагерей и объектов экономики, прилегающих к лесам и подверженных угрозе природных пожаров, а также  провести очистку  территорий от сухой травы и мусора.

4. В каждом населенном пункте обеспечить наличие источников наружного противопожарного водоснабжения, проверить  исправность, а также  возможность забора воды из них.

5. Обеспечить наличие системы оповещения людей о пожаре, а также проверить ее работоспособность.

6. Принять меры по повышению боеготовности добровольных пожарных формировании, в том числе по приведению в исправное состояние пожарной техники.

7. Создать  в каждом муниципальном районе профилактические группы для патрулирования территорий населённых пунктов, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, а также мест массового отдыха населения, прилегающих к лесам и подверженных угрозе природных пожаров, с целью предотвращения пала сухой травы, природных пожаров, сжигания мусора в неустановленных местах, а также  пресечению поджогов и своевременного обнаружения пожаров. В случае несанкционированного сжигания сухой травы и мусора к нарушителям принимать меры административного воздействия, предусмотренные законодательством. Шире использовать права и полномочия административных комиссий.

8. Организовать работу по доведению до  населения требований пожарной безопасности. Данную работу организовать силами профилактических групп, а также  с использованием средств массовой информации.

 

Информация на тему «О готовности Территориальной подсистемы РСЧС к осуществлению мероприятий пропуска талых вод и мерах по предотвращению и смягчению последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с ухудшением

паводковой обстановки» 

Правовой основой подготовки к паводку 2020 года стали:

распоряжение КЧС и ОПБ Республики Татарстан от 21.06.2019 № 15-19р «О мероприятиях по подготовке к паводку 2020 года» и постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.01.2020 № 52 «О мероприятиях по защите населения и территории Республики Татарстан в период весеннего половодья 2020 года».

Разработан Оперативный План «Паводок», как на республиканском уровне, так и в каждом муниципальном образовании Республики Татарстан.

При подготовке к паводку в республике выполнены следующие основные мероприятия:

  • ремонт 67гидротехнических сооружений;
  • очистка русел рек 139 участков, протяженностью 164,554 км;
  • дноуглубительные работы 3 участков, протяженностью 1,094 км;
  • берегоукрепительные работы 5 участков, протяженностью 3,45 км;
  • спрямление русел рек 4 участков, протяженность 2,794 км;
  • другие мероприятия 28 участков, протяженностью 513,584 км;
  • установка, ремонт, очистка 4809 единицводопропускных труб.

Общая сумма затрат составила свыше 486 млн. рублей.

Разработаны и утверждены планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. план мероприятий по смягчению рисков и реагированию на ЧС, планы эвакуации и первоочередного жизнеобеспечения населения.

Для выполнения противопаводковых мероприятий создана группировка сил и средств численностью свыше 17 тыс. чел. и более 2,5 тыс. ед. техники. Для воздушной разведки запланировано применение 5 ед. авиационной техники.

Спланировано к проведению 51 мероприятий оперативной подготовки, в том числе 8 командно-штабных учений, 2 комплексных учения, 38 тренировок с КЧС и ОПБ муниципальных образований Республики Татарстан, 2 тренировки с другими организациями, 1 тактико-специальное учение с АСФ постоянной готовности.

Для проведения взрывных работ по ликвидации ледовых заторов на реках республики организовано взаимодействие с Центральным военным округом по назначению команды взрывников от Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Казанское высшее танковое командное краснознаменное училище» Министерства обороны Российской Федерации.

В то же время не стоит забывать о зарекомендовавших себя только с положительной стороны не взрывных методах разрушения льда - таких, как чернение и распиловка льда. К положительным сторонам применения данных способов относится их низкая себестоимость, т.к. к проведению работ привлекается местное население, а также экологическая безопасность применяемых материалов (зола, песок, шлаки).  В этой связи я обращаю внимание руководителей КЧС не ждать, когда к вам приедут взрывники, а самостоятельно организовывать у себя в районах работы по чернению и распиловке льда.

Мониторинг за колебаниями уровней воды на водоемах осуществляется 33 (28) гидропостами государственной сети «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан» и 83  временными постами на малых реках и прудах.

В настоящее время функционирует введенная в эксплуатацию в 2013 году Комплексная система экстренного оповещения Республики Татарстан (распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 ноября 2013 г. № 2392-р). Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.11.2013 № 2419-р утвержден перечень районов (зон) экстренного оповещения населения, подлежащих первоочередному оснащению элементами комплексной системы экстренного оповещения населения. Всего определено 197 зон, из которых 105 подвержены подтоплению.

Все зоны оснащены современными речевыми сиренными установками     РСУ-300, которые позволяют не только доводить сигнал «Внимание всем», но и передать речевую информацию о том, что произошло и что делать в конкретном случае.

Особое внимание при подготовке к паводку в 2020 году уделялось организации взаимодействия с районными КЧС.

Трижды за период подготовки проводилось заслушивание председателей КЧС муниципальных образований республики.

В период с 11 ноября по 21 ноября 2019 года проведено заслушивание  по вопросу организации спуска воды на ГТС и проведенной работы по подготовке к паводку 2020 года, 6 февраля 2020 года проведено заслушивание по вопросам обеспечения безопасности ГТС, в период с 19 февраля по 3 марта 2020 года МЧС Республики Татарстан проведено заслушивание председателей КЧСиОПБ всех 45 муниципальных образований республики по вопросу готовности к безаварийному прохождению паводка.

В ходе заслушивания руководителей муниципалитетов проводился анализ состояния в городе и районе наиболее важных вопросов оперативной подготовки, оповещения и связи наличия резервов материальных и финансовых ресурсов, наличия территорий попадающих в зоны оползневых процессов, состояния ГТС, мостов, дорог, объектов ЖКХ, водозаборов.

Результаты заслушивания позволили выявить наиболее проблемные вопросы, которые могут стать причинами возникновения аварий или чрезвычайных ситуаций в республике в ходе прохождения весеннего половодья.

 

Особое внимание я бы хотел обратить на следующие вопросы:

безопасность гидротехнических сооружений, в первую очередь прудов, находящихся в муниципальной собственности.

На территории республики насчитывается по нашим данным 809 гидротехнических сооружений, из них 102 требуют ремонта, в том числе 25 ГТС находятся в аварийном или предаварийном состоянии – данные пруды представлены на слайде. Наибольшее количество ГТС (в том числе прудов), находящихся в неудовлетворительном состоянии располагаются на территории муниципальных образований, представленных на слайде. (Азнакаевском, Альметьевском, Бугульминском, Буинском, Высокогорском, Мамадышском, Мензелинском, Нижнекамском, Нурлатском, Пестречинском, Рыбно-Слободском,  Тукаевском, Чистопольском районах).

В течение прошлого и в начале этого Минземимуществом совместно с Ростехнадзором и органами МЧС проводилась работа по инвентаризации ГТС, которая до настоящего времени не закончена.

К сожалению, эта работа выявила, что в районах имеются ГТС с незарегистрированными формами собственности. Таких ГТС по нашим данным 102 ГТС.

В настоящее время организована работа по каждому из них, связанная с закреплением за муниципалитетами, но это длительная процедура, которая длится от нескольких месяцев до 1,5 лет. На заслушивании каждый район отчитался по таким ГТС. Установлен персональный мониторинг за их состоянием. Техническое состояние подавляющего числа незарегистрированных ГТС удовлетворительное. Вопрос взят на особый контроль.

Кроме того, в целях обеспечение безопасности на ГТС утверждены распоряжения КЧС и ОПБ Республики Татарстан от 09.09.2019 № 26-19р «О спуске воды на ГТС Республики Татарстан» и от 24.10.2019 № 31-19р «О дополнительном обследовании ГТС», в рамках которых обеспечен спуск воды до безопасного уровня на всех ГТС, проведено дополнительное обследование всех ГТС, на предмет оценки их текущего технического состояния и уровня безопасности. Все ГТС, находящиеся в неудовлетворительном или аварийном состоянии взяты на особый контроль органами местного самоуправления республики.

В то же время до настоящего времени вопрос с ГТС в Альметьевском районе не до конца решен. Инвентаризация ГТС выявила дополнительно еще 43 ГТС, не имеющих регистрации. Неоднократные заслушивания района, наши обращения не позволили разобраться, что же было выявлено, что это за сооружения. В представленных материалах не указывается ни площадь зеркала ГТС, ни объем, ни техническое состояние инженерных систем.

Району необходимо в ближайшие дни комиссионно завершить данную работу. Установить контроль за каждым из таких ГТС, определить его техническое состояние и совместно с Минземимуществом завершить работу по закреплению их в собственность в 2020 году.

 

Следующий вопрос - переезд через р. Нокса в жилом массиве Салмачи г. Казань, где в 2009 и 2016 годах было значительное подтопление. Уровень воды в этом месте находится под постоянным контролем, однако плотина с трубами так или иначе служит естественной преградой для стока воды. Единственным выходом для снятия проблемы является строительство моста через р. Нокса. В настоящий момент работы по проектированию моста через р. Нокса в пос. Салмачи завершены. Но работы по строительству не начаты. Помимо строительства моста необходимо провести и комплекс работ по очистке русла и его углублению;

 

далее - на территории Мензелинского района имеется проблемный вопрос, касающийся моста через р. Мензеля около н.п. Муртыш-Тамак и н.п. Иске-Мунча. Ежегодно в период весеннего половодья в районе разрушается дамба, уровень воды поднимается до 7,5 метров, мост затапливает водой, в  результате чего отрезанными от внешнего мира остаются две деревни.

необходимо проведение капитального ремонта моста в Нурлатском районе (при разрушении моста через реку Б. Черемшан близ н.п. Урняк  могут быть отрезаны от основной дороги жители п. Урняк).

в с. Качелино Арского муниципального района с численностью населения 914 человек разделено рекой Казанка на две части, моста между двумя частями села нет. Ежегодно в период весеннего половодья насыпь над водопропускной трубой, уложенной в русло реки Казанка, размывается, отрезая часть населенного пункта с количеством жителей 194 человека от опорной сети дорог регионального значения и всех социально важных объектов. Проектно-сметная документация разработана в 2012 году, получено положительное заключение государственной экспертизы. Проектом предусматривается строительство автомобильной дороги V технической категории протяженностью 3,988 км с асфальтобетонным покрытием шириной проезжей части 6 м. В рамках проекта предусмотрено строительство мостового сооружения капитального типа длинной 77,83 м, габаритом Г-6,5.

Однако до настоящего времени данный проект не был реализован. Эти вопросы озвучивались в прошлом году.

Не решены и в этом. Муниципалитетам необходимо  взять на особый контроль их реализацию.

Нельзя снимать с контроля надзор за 2 низководными мостами в Буинском районе, которые практически ежегодно затапливаются. Особенно это касается моста у н.п. Черки-Кильдуразы - Черки-Бибкеево через  р.Свиягу, который не имеет объездного маршрута.

Руководители районов, имеющих на своих территориях подобные населенные пункты, должны принять все возможные меры по обеспечению бесперебойной доставки пенсий, медицинскому обеспечению, противопожарной защите и другие меры социальной поддержки.

 

Следующий вопрос – это необходимость очистки, дноуглубления и спрямления русел рек.

 В соответствии с материалами заслушивания КЧС и ОПБ муниципальных образований Республики Татарстан по исполнению  распоряжения КЧС и ОПБ Республики Татарстан от 21.06.2019 № 15-19р «О мероприятиях по подготовке к паводку 2020 года» выявлена острая необходимость проведения на территории муниципальных образований республики следующих мероприятий:

1. Спрямления русел рек в Бавлинском районе (р. Тумбарлинка 3 участка, 0,2 км), г. Казань (р. Нокса 1 уч., 6,3 км);

2. Берегоукрепительные работы в Бавлинском (р. Ик 1 уч., 1300 м), Верхнеуслонском (р. Волга 4 уч., 3,3 км), Елабужском (р. Кама, р. Тойма 1 уч., 2,1 км),  Камско-Устьинском (р. Волга 1 уч., 300 м выше пристани), Кукморском (н.п. Лубяны, 1 уч. 4,750 км), Мензелинском (р. Ик 1 уч., 2,1 км; р. Мензеля 1 уч., 2 км), Нижнекамском (дамба на р. Кама 1 уч., 2,107 км), Спасском (Куйбышевское водохранилище 1 уч., 0,2 км; БГИАМЗ (Болгарский Государственный историко-архитектурный музей-заповедник) 1 уч., 0,2 км), Ютазинском (р. Ик 2 уч., 0,3 км) районах;

3. Дноуглубительные работы в Зеленодольском (дренажная система ГТС инженерной защиты Васильево (северный и южный дренажные каналы) протяженностью 10,5 км), г. Казань (р. Нокса 1 уч., 6,3 км), Тюлячинском (р. Меша 1 уч., 5 км) районах.

Следующий проблемный вопрос - это активизация развития опасных экзогенных геологических процессов (далее – ЭГП) в виде подмыва и разрушения берегов, оползней, которую следует ожидать в период весеннего половодья, особенно при быстром сходе снежного покрова и высоком подъеме уровня рек, ручьев.

В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций руководители районов, представленных на слайде, имеющих на своих территориях подобные проблемы, необходимо организовать работу по вывозу снега с данных участков для максимальной разгрузки поверхностного стока от талых вод.

Также одним из наиболее эффективных способов защиты является добровольное страхование домовладений.

 

Организационные вопросы –

  1. Провести заслушивание руководителей жилищно-коммунальных, дорожных, энергетических, медицинских предприятий и организаций города (района) по выявленным проблемным вопросам, озвученным в докладе.
  2. Завершить проведение учений и тренировок по отработке вопросов, связанных с обеспечением безаварийного прохождения половодья до 15 марта. При этом замысел и отрабатываемые вводные должны носить не шаблонный характер, а учитывать специфику и «болевые точки» района, а также особенности паводка этого года.
  3. Минземимуществу продолжить работу по инвентаризации ГТС, совместно с Ростехнадзором и МЧС определить конечный перечень ГТС
  4. В целях оптимизации работы по выплатам ущербов в паводкоопасныйпериод предлагаю председателям КЧС и ОПБ муниципальных образований продолжить работу с гражданами по вопросу добровольного страхования домовладений, расположенных в зонах возможного затопления (подтопления) и в зонах экзогенных геологических процессов.
  5. Муниципальным образованиям, озвученным в докладе, рассмотреть возможность с учетом прогноза паводковой обстановки во 2-3 декаде марта 2020 года перевести территориальные системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режим функционирования «Повышенная готовность».

По кругу практических мероприятий:

  1. Обеспечить функционирование временной наблюдательной сети (гидрологических постов) на водных объектах республики, потенциально опасных и аварийных ГТС.
  2. Обеспечить контроль за состоянием аварийных прудов и ГТС с незарегистрированными формами собственности, закрепитьза ними ответственных должностных лиц.
  3. Обеспечить вывоз снега с участков населенных пунктов, подверженных опасным экзогенным геологическим процессам.

 



назад

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International